Как подготовится к выступлению на радио

Недавно я готовилась к участию в радиопрограмме, возможно, кому-то мой метод подготовки пригодится на будущее.

В первую очередь необходимо выяснить формат радиопередачи, на которую вас пригласили. Будет ли это  в гостях у ведущих, как было в моем случае, или интервью, или новостной блок, или экспертное мнение. Далее нужно уточнить участвуете ли вы в прямом эфире или будет запись программы. Какова тема,  продолжительность, сколько участников, планируется ли интерактив или готовится точный скрипт.

Если вы готовите спикера к выступлению, то соответственно, вам необходимо заранее узнать у продюсера тему программы, какие вопросы будут обсуждаться, как будут расставлены акценты, сколько участников, кто они, что ждут от вашего спикера,  а также составить справку о ведущих из открытых источников.

Далее основная подготовка к выступлению. Почитайте подборку экспертных мнений и обзоров по заявленной теме, составьте мыслительную карту. Вот как выглядела моя мыслительная карта для этой передачи.  

Не имеет смысла подробно  конспектировать свои мысли, поскольку на месте вы не вспомните все, а читать по тексту тоже не получится. Ведущие всегда стараются сделать общение живым, они будут вас перебивать, спрашивать, добавлять свои суждения. Поэтому стройность мыслей, изложенных на бумаге, сразу же разлетится, и вы забудете все, что готовили. Мыслительная карта — это изложение всех основных тезисов и мыслей, которые необходимо озвучить во время программы. Они либо нарисованы ассоциативными знаками (например, вы говорите про увеличение продаж в последнем квартале, ставите стрелку вверх VI 50%), либо мысли прописаны 2-3 словами.

10 правил составления мыслительных карт

Как только закончили с тезисами, продумайте вопросы, которые вам могут задать, подготовьте ответы. Предположите, какие острые вопросы могут возникнуть, подготовьте 2-3 уловки, как уйти от необходимости отвечать. Можно банально перевести тему на погоду или на какое-то событие, о котором говорили вчера все СМИ. Эфирное время дорого, поэтому ведущие не будут возвращаться к тем вопросам, от которых вы ушли. Но как было упомянуто выше, необходимо знать формат передачи. Если это ток-шоу, то готовьтесь отвечать на острые вопросы.

И еще немного о самом процессе участия в радиопередаче. Имейте в виду, что обычно участвующим не оставляют много времени на знакомство с ведущими и прединтервью. Делается это специально, ведь тема через несколько минут будет обсуждаться в эфире и, если предварительно подробно проговорить основные тезисы, то возникает эффект неестественности.

В студии:

  • держитесь на расстоянии 10-15 см от микрофона (при наличии звукорежиссера это проконтролируют)
  • постарайтесь не крутить головой, обращаясь к собеседникам – так вы «теряете» микрофон
  • следить за временем – задача ведущего, но старайтесь не начинать новую тему за минуту до завершения сегмента

Есть еще несколько сложных моментов, например, паузы. Это конечно задача ведущего не допускать пауз. Но если вопрос вам задан, и вы не нашлись сразу что ответить, не молчите, скажите на крайний случай «хороший вопрос, но сложный», так вы выиграете время, чтобы подобрать слова для ответа.

Если ведущий ведет себя агрессивно, не нужно отвечать ему в тон. Только аргументы успокоят неожиданное возбуждение.

Напоследок несколько советов о том, что не надо делать:

  • не говорите неправды
  • не комментируйте того, в чем не разбираетесь
  • не говорите «без комментариев»
  • не давайте односложные ответы (да/нет)

(история вопроса по мыслительным картам здесь)

Posted on 10.07.2010, in PR технологии and tagged , , . Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Оставьте комментарий