PR предсказания на 2011 год

christmas tree explosion (day 9 of 365) EXPLOR...

Image by stephenvance via Flickr

В 2010 году мы узнали много новых слов: вовлечение, социальный бренд, лайки и дислайки, френды и фоловеры, мы много говорили о социальных сми и сетях, смотрели фильмы, рассуждали даже о метриках и измерениях эффективности. С чем мы пришли к концу года? Что нового достигла российская пиар-индустрия? Мне кажется, общее понимание новых условий и новой реальности настолько размыто, что наши профессионалы в растерянности: старые методы работают все хуже, а весь мир твердит о новых.  Не буду и я копаться в прошлом, а попробую заглянуть в 2011 год и предположить, что же важного или значительного может случится с нашим пиар-братством. Что нам грозит, и как нам с этим справляться?

Для пиара поистине наступил золотой век — настоящего общения и выстраивания связей (фраза не моя, где-то слышала, но она мне очень нравится!) Итак, я думаю, что

1.

Кризисы будут продолжаться — что у нас с антикризисным планом? Конец года был ознаменован крупнейшим скандалом с российскими авиаперевозчиками и аэропортами. К нему оказались не готовы ни те ни другие. Новые вызовы 2011 года и новые тренды в пиаре будут все больше иметь отношение к антикризисному пиару. 2010 год показал полную несостоятельность пиар-специалистов в предотвращении негативного влияния и нивелировании последствий крупных скандалов. Вспомним ВР, отзыв Тойоты, а наша Распадская? К тому же уходящий год подарил нам Wikileaks, который грозится новыми скандалами в финансовой сфере, неприятности также ждут российские корпорации.  Мы вступили в эру Wikileaks и ему подобных! Есть ли у вас план? Антикризисный план?

2.

В виду этого думаю, что из всех пиар-стратегий в 2011 году на авансцену выйдет вперед оборонительный пиар. Репутация бренда встанет во главу угла, надеюсь, что менеджмент российских  компаний, наконец, поймет, что пиарщик в его штате должен не календари и сувениры брендировать. Будет спрос на профессионалов  в сфере управления кризами и репутацией.

3.

Контент правит бал. В следующем году качественный контент будет королем коммуникаций. В то время, как традиционные СМИ в погоне за сенсациями публикуют все больше догадки, статьи за неимением времени становятся короче, а аналитических заметок все меньше — вырисовывается  перспектива для брендов стать издателями. Да, конечно, это не журналистика. Но потребитель хочет интересных историй, подробного анализа плюсов и минусов потребляемых продуктов, сравнений, советов по использованию, решения проблем. Есть ниша — найдется и тот, кто ее заполнит. Качественные пиар-истории про бренд, компанию, продукт, управление, развитие и т.д. и т.п. — это то, что поможет установить дружеские отношения компании с ключевыми аудиториями. Пиар, это не коммуникация — это выстраивание и поддержание дружеских отношений с потребителем. ОТНОШЕНИЯ.

4.

Как мы упакуем нашу коммуникацию? Сегодня для того, чтобы зацепить читателя ваша история должна быть рассказана и показана. Контент должен содержать фотографии, полезные ссылки, видео. Просто текст никого не зацепит, он не интересен. Ваш контент должен быть оптимизирован и выпадать в первых строчках результатов поиска. Он должен обрастать комментариями, рекомендациями и success stories. Поэтому главное — ваш контент должен быть социальным, таким, чтобы им хотелось поделиться с другими. Пиарщикам надо переучиваться писать тексты. Будут актуальны небольшие истории. Остроумные, с долей самоиронии или же наоборот серьезные, с пошаговым решением конкретной задачи. Эти истории будут не о том, как бренд хвалит сам себя, а о том, как потребителю бренда решить свои личные проблемы.

5.

Думаю в 2011 году будет популярным словосочетание социальный бренд — бренд, который не гнушается общаться с потребителем напрямую.

6.

Поздравляю коллеги, агентом влияния в 2011 году будет — народ. Не кучка известных блоггеров, а, собственно, вся социальная сеть. Так что встанет вопрос перестраивания работы с агентами влияния.

7.

Уже сегодня мы начинаем диалог с коллегами из отделов по обслуживанию клиентов. Не секрет, что в каждый пиар-отдел поступает масса жалоб и решаются они по-разному. Кто-то пересылает их в отел по работе с клиентами и забывает, кто-то пытается дать обратную связь. Но уже понятно, что пиар и решение проблем клиента очень взаимосвязаны, поскольку неудовольствие последнего молниеносно тиражируется в веб 2.0. А это уже репутационные риски. 2011 год усилит необходимость кооперации этих отделов и оценки эффективности работы обоих.

8.

И, наконец, мобильная революция. Перед нами встанет задача освоения пиар-технологий, связанных с  мобильными устройствами,  iPad, различными приложениями. Мобильные коммуникации, облегченные версии сайтов, новостные ленты и пр., все то, что необходимо для драгоценного потребителя нашего бренда, чтобы он о нас не забыл.

9.

И на закуску, думаю, что дефицит российского профи в пиар-технологиях широкого спектра, включая digital возрастет в разы. Наша индустрия безнадежно устарела, новички в пиаре беззастенчиво используют бородатые методы проплаченных коммуникаций, по пальцам можно сосчитать агентства, которые имеют достаточный профессиональный человеческий ресурс, чтобы охватить новации, где-то и на ком-то их опробовать и ввести в практику. Произойдет, возможно, сегментация: меньше останется агентств полного цикла, больше появится специализированных агентств.

Прейдем ли мы от слов к делу? Или все так же будем представлять в своих презентациях западные кейсы и с упоением их обсуждать? Вот на этом почему-то мой предсказательный мыслепоток в неделю рождественских каникул иссяк.

С Рождеством и счастливого 2011 года!

 

Posted on 09.01.2011, in PR технологии and tagged , , . Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Оставьте комментарий